Экстрадиция выдача преступников

Самое важное на тему: "Экстрадиция выдача преступников" с точки зрения профессионалов.

Экстрадиция. Правовые особенности и условия выполнения

Некоторые преступники покидают пределы той страны, в которой совершили преступление, надеясь таким образом избежать наказания. Что бы привлечь такого преступника к ответственности, государству необходимо вернуть его в страну, для совершения следственных действий, проведения суда, вынесения приговора и приведения его в исполнение. Российская Федерация на сегодняшний день заключила более 300 международных договоров по оказанию правовой помощи. Одной из разновидностей правовой помощи по уголовным делам является экстрадиция. Помимо экстрадиции правовая помощь другим государствам включается в себя: производство следственных, процессуальных и судебных действий, передачу осужденных для приведения приговора в действие, уголовное преследование.

Экстрадиция – это выдача одним государством другому лиц, которые совершили преступные деяния, на территории этого государства. Общепризнанным фактом является то, что экстрадиция – это не обязанность государства, а его право, то есть, основываясь на каких-либо мотивах государство, имеет право отказать в экстрадиции. Передача преступника может быть обязательной только при наличии соответствующего международного договора.

Экстрадиция распространяется только на уголовные преступления, правонарушения которые связаны с административно-правовой и гражданско-правовой ответственностью не рассматриваются, как повод для данного действия.

Согласно ст. 13 УК РФ лица, имеющие российское гражданство, при совершении преступлений на территории другого государства этому государству не выдаются. Данное утверждение основано на ст. 61 Конституции РФ, в которой сказано, что российские граждане не подлежат выдаче другому государству и не могут быть высланы за пределы государства. Но это не исключает уголовного наказания, так согласно ч. 1 ст. 12 УК РФ гражданин РФ, совершивший преступление на территории другого государства, подлежит уголовной ответственности по законодательству РФ.

Ч. 2 ст. 13 УК РФ гласит, что выдача (экстрадиция) может касаться только лиц без гражданства или иностранных граждан, совершивших преступление вне пределов РФ и находящихся на территории российского государства. Как уже говорилось ранее, для экстрадиции, между государствами должен быть заключен двух- или многосторонний международный договор о правовой помощи.

Условия выдачи преступника

Практика экстрадиции закрепила положения о предъявлении требований о выдаче в случаях:

  • совершения преступления на территории государства, которое требует выдачи;
  • когда совершенное преступление направленно против государства и нанесло ему вред;
  • при условии, что преступник имеет гражданство запрашивающей экстрадицию страны.

Выдача преступника, совершившего преступления на территории нескольких государств, осуществляется путем дипломатических переговоров этих стран, на основании норм международного права и международных договоров.

Условия выдачи преступника:

  • соблюдение принципа тождественности;

Совершенное преступление, является таковым и на территории страны, в которой находится преступник.

  • гарантия неприменения к преступнику смертной казни.

В Российской Федерации смертная казнь отменена, поэтому передавая преступника, государство требует гарантии о том, что смертная казнь применена не будет.

Если требование о выдаче преступника связано с привлечением его к ответственности, государство, выдвинувшее его, обязано представить убедительные доказательства, виновности экстрадируемого лица.

Помимо этого выдача преступника может иметь цель приведения уже вынесенного приговора в действие. В таком случае основание для решения вопроса об экстрадиции – вынесенный приговор.

Международное право содержит дополнение к существующим условиям экстрадиции преступника, а именно: экстрадируемое лицо не должно подвергаться заключению, преследованию или ограничению личной свободы в связи с деяниями, которые не были основанием для выдачи.

Основания для отказа в экстрадиции:

  • экстрадиция запрашивается на лицо, являющееся гражданином страны в котором оно находится;
  • совершенное преступление преследуется в порядке частного обвинения;
  • истек срок давности преступления;
  • иные законные основания, делающие невозможным возбуждение уголовного дела;
  • запрашиваемое лицо на момент запроса не может быть привлечено к уголовной ответственности;
  • экстрадируемым лицом получено право убежище.

Принятие решений о выдаче преступника государству, на территории которого он совершил преступление, возложено на Генерального прокурора РФ, также данное решение может быть принято его заместителем (ст. 462 УПК РФ).
Минимальный срок наказания, экстрадируемого лица, не менее 6 месяцев.

Порядок исполнения экстрадиции:

  • подача соответствующего запроса государством, на территории которого совершено преступление;

Срок запроса на экстрадицию — 40 дней с момента задержания преступника.

  • передача задержанного в местный орган прокуратуры;
  • избрание меры пресечения;
  • рассмотрения отсутствия или наличия обстоятельств исключающих экстрадицию (экстрадиционная проверка);
  • принятие решения об удовлетворении запроса или отказ в запросе;
  • вынесение постановления (при условии удовлетворения запроса);
  • уведомление задержанного лица о вынесении решения о выдаче;

Обжаловать решение, виновное лицо, может в течение 10 суток с момента получения уведомления. Подача кассационной жалобы в случае отказа в жалобе осуществляется в 7-мидневный срок с момента отказа.

  • поручение ФСИН от Генеральной прокуратуры РФ о передаче, экстрадируемого лица, запрашивающей стороне.

В некоторых случаях Генеральным прокурором РФ может быть вынесено решение об отсрочке или временной экстрадиции. Отсрочка может быть связана с различными нюансами в расследовании, рассмотрении вопроса о предоставлении права убежища и т.д. Временная выдача производится в основном для участия, экстрадируемого лица, в судебных и следственных процедурах.

Множество нюансов законодательства связанных с экстрадицией делают помощь адвоката по международным делам – необходимым условием для соблюдения законности. В соответствии с законодательством РФ, каждый человек имеет право на адвоката, выдача лиц совершивших преступление не является исключением. Знание международных норм права позволит адвокату по международным делам защитить вас от неправомерных действий со стороны представителей закона.

С уважением,
Виктория Демидова, адвокат.

Выдача преступников (экстрадиция)

В общем виде в УК России урегулированы вопросы экстрадиции — выдачи лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (см. ст.13 УК России), за исключением собственных граждан, которые выдаче не подлежат.

Читайте так же:  Понятой кто это

В практике международных отношений, связанных с борь­бой с преступностью, серьезное значение имеет проблема вы­дачи преступников, совершивших преступления на территории одного государства, но находящихся на территории другого.

Выдача преступников — это передача преступника госу­дарством, на территории которого он находится, другому го­сударству для суда над ним или для применения к нему нака­зания.

Вопросы выдачи преступников непосредственно связаны с проблемой предоставления убежища иностранцам, преследуе­мым в другом государстве.

Проблемы выдачи преступников и предоставления убежища возникли еще в древности и неоднозначно решались в различные исторические периоды. Особенно остро эти вопросы стояли в период холодной войны между государствами двух систем.

В современном международном праве утвердилась позиция, что убежище может предоставляться только лицам, совершившим политические преступления в другом государстве. Лица, совершившие общеуголовные преступления, не мог пользоваться правом убежища. Вместе с тем имеем обратного порядка прецеденты: Закаев – Березовский.

Конституция РФ содержит принципиальные положения о выдаче преступников и предоставлении права убежища. Так, ст. 61 Конституции говорится, что «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Положение о выдаче преступников включено в Российское уголовное законодательств впервые.

В соответствии с Конституцией в ч. 1 ст. 13 УК указано: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству».

Позиция о невыдаче своих граждан другому государству для привлечения к ответственности разделяется многими со­временными государствами. Набивший оскомину пример с требованием Великобритании о выдаче гр. России Лугового по так называемому делу Литвиненко.

Что же касается иностранцев или лиц без гражданства, то вопрос об их выдаче решается на основе международные договоров о юридической помощи или путем дипломатический переговоров. В борьбе с преступлениями, признаваемыми всеми государствами, действует принцип: «Выдать или наказать».

До настоящего времени не потерял актуальности вопрос о выдаче военных преступников второй мировой войны, совершивших тяжкие злодеяния на оккупированных территориях. (В УК РФ последние ст. этому посвящены).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Выдача преступников (экстрадиция)

В общем виде в УК России урегулированы вопросы экстрадиции — выдачи лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (см. ст.13 УК России), за исключением собственных граждан, которые выдаче не подлежат.

В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников, совершивших преступления на территории одного государства, но находящихся на территории другого.

Выдача преступников — это передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству для суда над ним или для применения к нему наказания.

Вопросы выдачи преступников непосредственно связаны с проблемой предоставления убежища иностранцам, преследуемым в другом государстве.

Проблемы выдачи преступников и предоставления убежища возникли еще в древности и неоднозначно решались в различные исторические периоды. Особенно остро эти вопросы стояли в период холодной войны между государствами двух систем.

[2]

В современном международном праве утвердилась позиция, что убежище может предоставляться только лицам, совершившим политические преступления в другом государстве. Лица, совершившие общеуголовные преступления, не мог пользоваться правом убежища. Вместе с тем имеем обратного порядка прецеденты: Закаев – Березовский.

Конституция РФ содержит принципиальные положения о выдаче преступников и предоставлении права убежища. Так, ст. 61 Конституции говорится, что «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Положение о выдаче преступников включено в Российское уголовное законодательств впервые.

В соответствии с Конституцией в ч. 1 ст. 13 УК указано: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству».

Позиция о невыдаче своих граждан другому государству для привлечения к ответственности разделяется многими современными государствами. Набивший оскомину пример с требованием Великобритании о выдаче гр. России Лугового по так называемому делу Литвиненко.

Что же касается иностранцев или лиц без гражданства, то вопрос об их выдаче решается на основе международные договоров о юридической помощи или путем дипломатический переговоров. В борьбе с преступлениями, признаваемыми всеми государствами, действует принцип: «Выдать или наказать».

До настоящего времени не потерял актуальности вопрос о выдаче военных преступников второй мировой войны, совершивших тяжкие злодеяния на оккупированных территориях. (В УК РФ последние ст. этому посвящены).

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Выдача преступников (экстрадиция)

В общем виде в УК России урегулированы вопросы экстрадиции — выдачи лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (см. ст.13 УК России), за исключением собственных граждан, которые выдаче не подлежат.

В практике международных отношений, связанных с борь­бой с преступностью, серьезное значение имеет проблема вы­дачи преступников, совершивших преступления на территории одного государства, но находящихся на территории другого.

Выдача преступников — это передача преступника госу­дарством, на территории которого он находится, другому го­сударству для суда над ним или для применения к нему нака­зания.

Вопросы выдачи преступников непосредственно связаны с проблемой предоставления убежища иностранцам, преследуе­мым в другом государстве.

Проблемы выдачи преступников и предоставления убежища возникли еще в древности и неоднозначно решались в различные исторические периоды. Особенно остро эти вопросы стояли в период холодной войны между государствами двух систем.

В современном международном праве утвердилась позиция, что убежище может предоставляться только лицам, совершившим политические преступления в другом государстве. Лица, совершившие общеуголовные преступления, не мог пользоваться правом убежища. Вместе с тем имеем обратного порядка прецеденты: Закаев – Березовский.

Читайте так же:  Как при разводе делится ипотечная квартира

Конституция РФ содержит принципиальные положения о выдаче преступников и предоставлении права убежища. Так, ст. 61 Конституции говорится, что «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Положение о выдаче преступников включено в Российское уголовное законодательств впервые.

В соответствии с Конституцией в ч. 1 ст. 13 УК указано: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству».

Позиция о невыдаче своих граждан другому государству для привлечения к ответственности разделяется многими со­временными государствами. Набивший оскомину пример с требованием Великобритании о выдаче гр. России Лугового по так называемому делу Литвиненко.

Что же касается иностранцев или лиц без гражданства, то вопрос об их выдаче решается на основе международные договоров о юридической помощи или путем дипломатический переговоров. В борьбе с преступлениями, признаваемыми всеми государствами, действует принцип: «Выдать или наказать».

До настоящего времени не потерял актуальности вопрос о выдаче военных преступников второй мировой войны, совершивших тяжкие злодеяния на оккупированных территориях. (В УК РФ последние ст. этому посвящены).

Экстрадиция преступников

Экстрадиция преступников.docx

Содержание

1 Правовые основания

2 Условия выдачи

3 Выдача своих граждан

4 Процедура выдачи

5 Современные тенденции

6 Выдача и передача

7 Выдача и экстрадиция

8 История выдачи

8.1 Выдача в Древнем мире

8.2 Выдача в Средние века

8.3 Выдача в XXI веке

Экстрадиция преступников

Экстрадиция (выдача преступников) — форма международного сотрудничества государств, в борьбе с преступностью. Заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо осуждённого преступника. В последнее время зачастую термин «экстрадиция» неправильно применяют вместо термина «депортация».

[3]

Правовые основания

Как правило, выдача осуществляется на основании договора между соответствующими государствами. Это может быть либо двусторонний договор, либо многосторонняя конвенция, участниками которой должны являться как запрашивающее, так и запрашиваемое государство. Примером такой конвенции является Европейская конвенция о выдаче 1957.

В принципе выдача может осуществляться и без договора, если это предусматривается законодательством запрашиваемой стороны.

Условия выдачи

Выдача преступников — право государства, но не его обязанность. Обязанностью она становится лишь при наличии двустороннего договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Выдача может осуществляться лишь в отношении определенных преступлений — как правило, их список либо критерии их определения (тяжесть наказания и т. п.) устанавливается в договоре. Традиционно должно соблюдаться правило «двойной подсудности», то есть преступление, за совершение которого запрашивается выдача, должно признаваться таковым в законодательстве как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны.

При этом договорами устанавливаются условия, которые позволяют отказать в выдаче. К ним относятся, главным образом, обоснованные подозрения запрашиваемого государства о том, что лицо преследуется по политическим мотивам или что в случае выдачи, оно может быть подвергнуто пыткам или смертной казни.

Выдача своих граждан

В большинстве стран мира не допускается экстрадиция своих граждан. Такой принцип закреплён в конституциях многих государств, в том числе и в конституции РК. Казахстан является членом Европейской Конвенции об экстрадиции 1957 г., он подписал эту Конвенцию с оговорками, запрещающими выдачу казахстанских граждан.

Согласно п.1 ст.11Конституции РК гласит, что «гражданин Республики Казахстан не может быть выслан за пределы страны или выдан другому государству».

Все страны ЕС имеют между собой правовые соглашения, позволяющие выдачу своих граждан. Аналогичная ситуация и в США.

Китай, Япония, Израиль, Беларусь не экстрадируют своих граждан. Кроме того, по японскому законодательству экстрадиции фактически не подлежат не только граждане страны, но и граждане других стран, являющиеся этническими японцами, поскольку они имеют право получить японское гражданство.

(так властям Перу было отказано в выдаче Альберто Фухимори).

Процедура выдачи

Процедура выдачи начинается с направления одним государством другому соответствующего запроса. Обычно предусматривается составление запроса либо на языке запрашиваемой стороны, либо на одном из языков международного общения (английский, французский — в зависимости от требования запрашиваемой стороны). Запросы передаются либо через министерства иностранных дел, либо напрямую через правоохранительные органы (министерства внутренних дел, юстиции, прокуратура и т. п.).

В случае задержания предполагаемого преступника в запрашиваемом государстве начинается судебная процедура. Роль суда — подтвердить юридическую обоснованность запроса и соблюдение всех соответствующих требований. Если суд отклоняет запрос, процедура прекращается. Если же суд подтверждает возможность выдачи, решение принимается административными органами.

Считается, что окончательное решение о выдаче лица носит политический характер.

Современные тенденции

В современном международном праве наблюдается тенденция упрощения процедуры выдачи. В частности, идет речь о смягчении требований «двойной подсудности», сокращении числа оснований отказа в выдаче, сокращении роли административных органов. Тормозом в этом процессе является неготовность государств безоговорочно признавать выданные в других странах ордера на арест ввиду различия судебных систем, а порой и недоверия друг к другу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наибольшего прогресса в упрощении выдачи добились страны-члены Европейского союза, которые ввели в отношениях между собой так называемый «Европейский ордер на арест». Фактически он предполагает автоматическое исполнение запроса о передаче предполагаемого преступника, без проверки этого запроса с точки зрения содержания.

Выдача и передача

С выдачей часто отождествляют другие виды международной правовой помощи, в частности, те, которые официально называются «передачей». В частности:

передача лица международному судебному органу (такому, как Международный трибунал по бывшей Югославии или Международный уголовный суд).

передача осужденных (для отбывания наказания в другом государстве, нежели то, в котором вынесен приговор). Именно эта процедура была применена в 2007 при передаче Ливией Болгарии группы болгарских медсестёр, приговорённых к смертной казни. Аналогичная процедура использовалась при передаче России сотрудников российских спецслужб, осуждённых в Катаре на пожизненное заключение за теракт против Зелимхана Яндарбиева. Договорённости об осуществлении таких процедур зачастую предусматривают, помимо оглашаемых формальных условий, также некие условия политического или финансового характера, которые не раскрываются.

Читайте так же:  Как признать долю в квартирe незначительной

временная передача лица, находящегося под стражей или осужденного к лишению свободы, для проведения следственных действий в другом государстве.

Выдача и экстрадиция

Чаще всего эти два термина употребляются как полные синонимы. Термин «выдача» употребляется, в частности, в Большой советской энциклопедии, в Уголовно-процессуальном кодексе РК, в официальных русских названиях международных документов о выдаче.

История выдачи

С древних времен до конца XVII века экстрадиция — редкое явление, применялась в основном к политическим преступникам, еретикам, перебежчикам.

В XVIII — первой половине XIX века индустриализация и появление новых видов транспорта вызвали увеличение интенсивности перемещения людей, что привело к проблемам с ограблениями на железных дорогах, бродягам и трансграничным преступлениям. Договора о выдаче стали заключаться в больших количествах между сопредельными странами и распространялись не только на дезертиров, но и на общегосударственных преступников (убийц, воров).

1840—1943 — третий период в истории экстрадиции.

С 1943 — Вторая мировая война показала необходимость отсылать военных преступников в страны, в которых были совершены их действия. Для этого уже в 1942 году союзники приняли «Межсоюзническое заявление о наказании за военные преступления».

Выдача в Древнем мире

«Послали колена Израилевы во всё колено Вениаминово сказать: какое это гнусное дело сделано у вас! Выдайте развращённых оных людей, которые в Гиве; мы умертвим их, и искореним зло из Израиля. Но сыны Вениаминовы не хотели послушать голоса братьев своих» Книга Судей 20.12

Из истории Греции приводят пример того, как афиняне согласились выдать македонскому царю Филиппу всех лиц, посягнувших на его жизнь.

Ахейцы угрожали Спарте нарушением союза, если не будут выданы ее граждане, совершившие нападение на одну из деревень.

В истории Рима ссылаются на галлов, требовавших выдачи напавшего на них Фабия, и на аналогичное требование римлян в отношении Ганнибала, а также на Катона, который требовал выдачи Цезаря германцам за то, что тот начал с ними несправедливую войну.

Выдача в Средние века

Представители племени Курайш потребовали выдачи у царя Эфиопии части курайшитов бежавших от преследований в Эфиопию, но получили отказ.

Выдача в XXI веке

2007 г. — спор между Россией и Великобританией относительно выдачи Андрея Лугового, обвиняемого британской прокуратурой в убийстве Александра Литвиненко.

2009 г. — на 27 сентября известно, что правительство Швейцарии рассматривает возможность экстрадиции режиссера Романа Полански, задержанного в Цюрихе на основании ордера, выданного в США.

2010г. — на 5 мая известно, что правительство Белоруссии не собирается экстрадировать экс-президента Киргизии Курманбека Бакиева, осуждённого Киргизскими правоохранительными органами, по указу Временного правительства.

Сентябрь 2010г. Ахмед Закаев, объявленный Россией в международный розыск по обвинению в участии в террористической деятельности, был задержан в Польше. Суд запрос прокуратуры об аресте Закаева отклонил и выпустил его на свободу без залога и поручительства. Судья Петр Схаб в устном обосновании этого решения пояснил, что экстрадиция «привела бы очевидным образом к нарушению действующего в Польше закона». При этом судья сослался на статус политического беженца Закаева, полученный в Великобритании, якобы это означает, что решения суда о допустимости его экстрадиции тот может ожидать на свободе.

Выдача преступника (экстрадиция)

А. Князев, руководитель управления Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Камчатской области.

Институт выдачи преступника (экстрадиция) состоит в передаче лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству. Запрашивающее государство может быть государством, чьим гражданином является преступник или на территории которого совершено преступление, или в соответствии с международными договорами имеющим право запрашивать о выдаче.

В ч. 2 ст. 13 УК РФ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Выдача преступника осуществляется на основе многосторонних и двусторонних международных договоров Российской Федерации об обязанности сторон по их требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Выдача преступника относится к компетенции Генеральной прокуратуры РФ.

Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. устанавливает правила и условия выдачи преступника. Например, если на территории России задержан гражданин Украины, совершивший сбыт наркотиков в Беларуси, то согласно ч. 3 ст. 12 УК РФ торговец наркотиками подлежит уголовной ответственности по ст. 228.1 УК РФ. Однако при поступлении запроса о выдаче преступника одновременно со стороны Украины и Беларуси российским властям следует решить, какому запросу отдать предпочтение. Статья 65 упомянутой Конвенции стран СНГ о правовой помощи устанавливает, что запрашиваемая сторона должна самостоятельно решить, какое из требований следует удовлетворить. В такой ситуации России следует выдать наркоторговца Беларуси, поскольку должен действовать приоритет территориального принципа над принципом гражданства.

Не выдаются иностранные граждане, преследуемые в своей стране за защиту прав и свобод человека, за прогрессивную общественно-политическую, научную и иную творческую деятельность (право политического убежища). Часть 2 ст. 63 Конституции провозглашает, что в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Читайте так же:  Взыскание алиментов по исполнительному листу

Иначе определяется ответственность гражданина России, совершившего преступление за границей и находящегося в Российской Федерации.

Международно-правовыми нормами предусматривается, что собственные граждане не выдаются по требованию государства, на территории которого было совершено преступление. Так, согласно подпункту «а» п. 9 ст. 6 и п. 2 ст. 4 Международной Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. собственные граждане не выдаются по требованию другого государства за совершенное преступление.

Согласно ч. 1 ст. 13 УК РФ российский гражданин, совершивший преступление на территории иностранного государства, не выдается для уголовного преследования этому государству. В этой норме закреплено суверенное право Российской Федерации наказывать своих граждан за преступления, совершенные вне ее пределов, по своим уголовным законам (исходя из принципа гражданства) и тем самым защищать их от возможного несправедливого привлечения к ответственности государствами, на территории которых было совершено преступление. Вопрос о преступности и наказуемости совершенного им преступления в обязательном порядке решается в соответствии с УК РФ.

Постановлением судьи Индустриального районного народного суда г. Перми уголовное дело по обвинению Л. по ч. 2 ст. 211 УК РСФСР (ч. 2 ст. 264 УК РФ) было возвращено прокурору района в связи с нарушением органами следствия норм уголовно-процессуального закона, определяющих подсудность. Суд обосновал свое решение тем, что дорожно-транспортное преступление совершено на территории Кустанайской области Республики Казахстан и дело должно быть рассмотрено по месту совершения преступления. По протесту прокурора постановление судьи было отменено, как необоснованное. Л. являлся гражданином РФ, к уголовной ответственности за содеянное на территории Республики Казахстан был привлечен на территории России и, согласно ст. 5 УК РСФСР (ст. 12 УК РФ), должен был подлежать ответственности по УК РСФСР. Помимо этого, решение судьи противоречило ст. 1 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и ст. 61 Конституции РФ, согласно которым гражданин России не мог быть выдан другому государству .

См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1995. N 5. С. 14 — 15.

При решении вопросов о выдаче преступника большое значение имеет иерархический коллизионный принцип, согласно которому нормы международного права имеют преимущество над национальными.

Общепризнано, что выдача преступников регламентируется преимущественно национальным законодательством страны, к которой обращено требование о выдаче. Так, собственного права признается достаточным для принятия решения о выдаче в таких странах, как Италия, Франция, Германия и др., даже при отсутствии международных договоров. Однако при обращении к другому государству с просьбой о выдаче преступника внутреннего законодательства недостаточно, необходимо руководствоваться двусторонним или многосторонним договором.

В современном мире с учетом процессов глобализации, динамичного развития межгосударственных отношений в различных сферах, значительной миграции, транснациональной преступности вопросы выдачи преступников, а также лиц, подозреваемых в совершении преступлений, приобретают все большее значение.

В соответствии с Европейской конвенцией о выдаче 1957 г. во взаимоотношениях государств-участников она заменяет положения любых двусторонних и многосторонних договоров государств о выдаче, а также применяется участниками, не имеющими между собой договоров о выдаче (ст. 28). На основании этого положения Европейской конвенции государства-участники Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам 1993 г. с момента вступления для них в силу Европейской конвенции 1957 г. при решении вопросов о выдаче преступника должны применять положения Европейской конвенции.

Европейская конвенция о выдаче допускает использование государствами-участниками не положений этих договоров, а своего законодательства.

На основании рассматриваемых международных актов и УК РФ выдача преступника в Российской Федерации осуществляется с соблюдением таких принципов:

  • преступления должны быть экстрадиционными, т.е. входить в число преступлений, за совершение которых можно обращаться с просьбой о выдаче;
  • преступление должно быть деянием с двойной преступностью;
  • при выдаче необходимо соблюдать принцип «специализации» или «конкретности» (уголовное преследование выданного лица должно осуществляться только за то преступление, в отношении которого состоялась выдача).

В выдаче преступника может быть отказано, если уголовное преследование носит политический характер; преступление относится к военным и финансовым преступлениям; преследование осуществляется по дискриминационному признаку (расовому, религиозному, гражданства или по политическим убеждениям); истекли сроки давности; в целях соблюдения принципа «non bis in idem»; если выдаваемому лицу грозит наказание в виде смертной казни и др.

Российская Федерация мажет отказать в выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, если преступление, в связи с которым требуется выдача, совершено полностью или частично на ее территории. При этом не имеет значения, начато совершение деяния или вредные последствия преступления наступили на нашей территории.

Не выдается лицо при недостаточности или неубедительности доказательств причастности запрашиваемого лица к совершению преступления, относительно которого поступил запрос о выдаче.

Институт выдачи преступника продолжает развиваться. Несмотря на определенные различия в правовых системах о выдаче, следует отметить, что развитие этого института происходит в демократическом направлении. Выдача лица признается возможной при гарантии, что выданному будет обеспечено право на справедливое судебное разбирательство с соблюдением прав и свобод лица.

В июле 2005 г. было объявлено решение Верховного суда Швейцарии в Лозанне о признании законным ареста бывшего главы Минатома России Адамова, находившегося в тюрьме в Швейцарии до рассмотрения судом вопроса о его экстрадиции, которой добивались и США, и Россия.

Американские власти обвиняют Адамова в присвоении около 9 млн. долларов из средств, предоставленных Соединенными Штатами Америки России по программе усиления ядерной безопасности. Официальный запрос об экстрадиции из Соединенных Штатов поступил в Швейцарию 24 июня, по истечении почти 60 дней после ареста Адамова. Именно в 60-дневный срок, по швейцарским законам, американские власти и должны были прислать официальный запрос.

Читайте так же:  Езда без прав несовершеннолетнего

Запрос от Генеральной прокуратуры Российской Федерации об экстрадиции Адамова поступил через несколько дней после ареста. Основанием для запроса послужил ордер Басманного суда Москвы, который 14 мая 2005 г. избрал Адамову меру пресечения в виде заключения под стражу по обвинению его в мошенничестве. После решения суда в Беллинцоне, признавшего незаконным арест Адамова, 7 июня Министерство юстиции Швейцарии вторично официально задержало бывшего российского министра — на этот раз по запросу Генеральной прокуратуры РФ о его экстрадиции в Россию.

По решению Федерального суда Лозанны Адамов оставался в Швейцарской тюрьме до тех пор, пока Федеральное управление юстиции не приняло решения о его выдаче. В Швейцарии вопрос о приоритете запросов об экстрадиции двух стран рассматривает и решает Федеральное управление юстиции. Решение о выдаче Адамова, как известно, было решено в пользу запроса Российской Федерации.

Выдача лиц, совершивших преступление

В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на территории которого они совершили преступление, в случае, когда они находятся на территории другого государства.

Выдача преступников (экстрадиция)

– это акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или для приведения в исполнение вынесенного приговора.

Принципиальные положения о выдаче преступников содержатся в ст.61 Конституции РФ: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Эта позиция закреплена и в ч. 1 ст. 13 УК.

В ч. 2 ст. 13 УК устанавливается возможность выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления в иностранном государстве в соответствии с международным договором РФ. При отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников может решаться дипломатическим путем.

Требование о выдаче преступника, согласно международной практике, государство предъявляет в следующих случаях:

· преступление совершено на его территории;

[1]

· преступник является гражданином этого государства;

· преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:

а) в соответствии с принципом тождественности преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник;

б) если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет;

в) государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно представить убедительные доказательства совершенного преступления.

В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах.

Экстрадиция также предполагает выдачу преступника, осужденного в одном государстве, другому, гражданином которого он является, для отбывания наказания.

Следственные и судебные органы государства, запросившего выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служила основанием выдачи этого лица. Исходя из норм международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или подвергаться заключению с целью осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу.

Экстрадиция не распространяется в случаях использования права политического убежища лицами, преследуемыми в другом государстве по политическим или религиозным мотивам.

Принцип предоставления убежища иностранным гражданам установлен ст.63 Конституции РФ. Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. утверждено Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации[26], в котором декларируется: «Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом» (ст. 2). Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется Указом Президента РФ.

Вопрос о выдаче лица или предоставлении ему убежища решается исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории которого это лицо находится. Вместе с тем ст. 5 Положения гласит: «Политическое убежище в Российской Федерации не предоставляется, если лицо преследуется за пределами Российской Федерации за действия или бездействие, признаваемое в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8687 —

| 7114 — или читать все.

Источники


  1. Евецкий, А.А. О юридических лицах / А.А. Евецкий. — М.: ООО PDF паблик, 2009. — 879 c.

  2. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.

  3. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.
Экстрадиция выдача преступников
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here